ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ! В темах, созданных до 29.09.21 г., у читателей из России могут быть НЕ ВИДНЫ ФОТОГРАФИИ. Чтобы их увидеть, скачайте и включите любое приложение VPN.

понедельник, 13 ноября 2017 г.

Ёлочные игрушки из разных материалов





Ёлочные украшения — главным образом игрушки, предназначенные специально для украшения праздничной ёлки.

Украшение ёлки — старинный обычай, носивший в отдаленные времена характер религиозного обряда. В Советском Союзе ёлка — это весёлый детский праздник, приуроченный к встрече Нового года, праздник, совпадавший с зимними каникулами школьников. Украшение новогодней ёлки вошло в советский быт как детский праздник, во время которого вместе с наряженной ёлкой в каждый дом, школу, клуб, детский сад, ясли входила оживающая сказка с её фантастическими сюжетами и персонажами. Предметы, служащие для украшения ёлки, делались яркими, красочными, нарядными, чтобы ёлка имела праздничный вид. 


В оформлении ёлочных украшений большую роль играл элемент сказочности (золотые рыбки, Деды Морозы, Снегурочки, фантастические птицы и животные). Даже самые обыденные украшения из картона и бумаги могут иметь не существующие в действительности декоративные расцветки. Тематика ёлочных украшений была самая разнообразная: фрукты, овощи, деревья, животные, фигурки людей, предметы домашней утвари и квартирной обстановки, домики, все виды транспорта, персонажи из сказок, декоративные предметы (бусы, наконечники, шары, подвески и прочее).


Для изготовления ёлочных украшений в советский период применялись самые разнообразные материалы в различных комбинациях и сочетаниях. 
Материалы должны были быть лёгкими, чтобы изготовленные из них предметы своим весом не отягощали ветвей ёлки. Все легко воспламеняющиеся предметы, особенно вата, должны были быть пропитаны огнестойким составом. По тем же соображениям пожарной безопасности употребление целлулоидных игрушек для украшения ёлки не рекомендовалось. 


По исходному сырью и технологии обработки ёлочные украшения можно разделить на следующие основные группы:
1) из стекла (шары, верхушки или шпили, разные подвески, фигурки людей и животных, бусы и прочее); 
2) из картона (картонажные)
а) штампованные (животные, птицы, рыбы, фигурки людей и прочее); 
б) клееные (фонарики, бонбоньерки, домики, корзиночки, хлопушки, флажки и прочее); 
3) из мишуры и фольги (гирлянды, ёлочный «дождь», звёзды, цветы, корзиночки и другое); 
4) из ваты (Деды Морозы, фрукты, грибы, фигурки людей и животных); 
5) предметы для освещения ёлки (электрогирлянды, свечи, подсвечники). 


Ёлочные украшения из стекла — один из основных видов украшения ёлки. Без предметов (игрушек) из стекла ёлка выглядела бы бедной и скучной. Поверхность стекла, обладая почти зеркальным блеском, отражает ёлочные огни, бесконечно повторяя их отблески, и этим создает феерическую картину. 
Ёлочные стеклянные украшения  выдуваются из стекольного дрота (стеклянных трубок). 
Выдувание стекла может производиться ртом  (ручное выдувание) или механическим способом — посредством сжатого воздуха на специальных выдувных агрегатах. В отечественном производстве было освоено автоматическое выдувание простейших видов украшений шаровидной формы из стекольной расплавленной массы на карусельных автоматах, изготовляющих радиолампы, электролампы и другие стеклянные изделия. 
Техника выдувания предметов для ёлки из стеклянных трубок несложна: отрезок стеклянного дрота (трубки), нагретый на горелке, заплавляют с одного конца, а со стороны свободного конца в него вдувают воздух, который раздвигает стенки дрота в разогретом месте до заданного размера. Чтобы форма изделия была правильной, дрот в процессе выдувания время от времени медленно вращают. Пока изделие ещё не остыло или после дополнительного нагрева, в нём отточенной палочкой можно делать прогибы (лунки), полосы (рифление) или прожекторы (углубления). Такая обработка называется ручной формовкой
Штампованная формовка производится в металлических разъёмных формах, внутренние стенки которых имеют точный рельеф изделия. Отформованные изделия поступают в дальнейшую обработку — серебрение, окраску и обрезку стебля ("уса")
На обработанные изделия надевается колпачок, после чего украшения упаковываются в ящики, а те, которые комплектуются в наборы, — в картонные коробки. 


Автоматическое выдувание стекла для ёлочных украшений производится на автоматических агрегатах карусельного типа. Расплавленная стекольная масса из плавильной печи поступает в строго дозированных количествах в гнёзда медленно вращающегося станка, куда при помощи компрессора подаётся сжатый воздух, раздувающий стекольную массу в пустотелое изделие заданного рельефа. Готовые изделия поступают на другой станок для обрезки стебля. Дальнейшая обработка и отделка изделия производится обычным порядком.

По способу отделки стеклянные ёлочные украшения делились на следующие группы: 

1) посеребрённые (амальгамированные);
2) окрашенные, в том числе окрашенные по серебру;
3) художественно разрисованные по серебру, по окрашенному бесцветному или цветному стеклу. 


Для посеребрённых изделий применялось главным образом бесцветное (прозрачное) стекло. Для изготовления таких изделий не могло употребляться свинцовое стекло, так как оно даёт тёмный оттенок амальгамы. 


Ёлочные украшения из стекла в СССР изготовлялись в разнообразном ассортименте, в состав которого входили: шаровидные или эллипсовидные предметы гладкие и с различными рельефами; верхушки в виде конических наконечников или пятиконечных звёзд; фонарики конические гранёные рифлёные; фрукты, овощи, плоды, шишки, жёлуди, груши, виноград и т.д.; птицы и рыбы, иногда со вставными хвостами; фигуры животных — собачек, оленей, лебедей, уток; эти изделия хороши в серебре, а также из белого и цветного стекла в комбинации одного с другим; посуда и домашняя утварь - самовары, чайники, кувшинчики, вазочки и т.д., они могут быть серебряными, окрашенными и с художественной разрисовкой; предметы техники — дирижабли, парашюты, лодки, автомобили, танки; изделия, монтируемые из мелких бус и стекляруса, — самолёты, велосипеды, люстры, светофоры и другое. Формы у них в значительной мере условны, что связано с особенностями исходного материала.


Ёлочные украшения из картона изготовлялись из тонкого древесного картона хорошего качества.

Они условно делились на три группы: 
1) штампованный картонаж,
2) клееный картонаж,
3) хлопушки, флажки и фонарики.

Штампованный картонаж изготовлялся штамповкой в металлических формах. Каждое изделие состояло из половинок, склеиваемых после штамповки и высечки.

Некоторые сложные игрушки (например, птицы и другие) имели ещё дополнительные детали

Для придания игрушкам более нарядного вида картонные листы перед пуском в производство оклеивались алюминиевой или бронзовой поталевой бумагой
Иногда оклейка производилась белой бумагой с последующей окраской
Для подвески на ёлку в игрушку вклеивалась небольшая петелька из плотных цветных ниток
Для окраски штампованного картонажа употреблялись анилиновые порошковые краски, растворённые в спиртовых лаках или нитролаках. Окраска производилась распылителем, только некоторые детали подрисовывали вручную (глаза, плавники, рты и прочее).
Дополнительным отделочным материалом служили целлофан, цветная бумага, плющенка
В ассортимент штампованного картонажа входили следующие изделия: звёзды, кометы, раковины; животные и птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся; фигуры людей и различные персонажи из сказок; предметы транспорта (дирижабли, самолёты и прочее); предметы быта (часики и другое). 



Клееный картонаж вырубался по контуру раскроя высечками и склеивался светлым столярным клеем.

Отделочный материал наклеивался в виде полосок, складочек и плиссе
Отделочным материалом служила бумага разных сортов — поталевая, креповая, глянцевая, папиросная, а также текстиль ярких расцветокшёлк, плюш, бархат, сатин и ситец, ленты, бумажные кружева, сутаж, рельефные картинки и мишура
В ассортимент клееного картонажа входили разнообразные изделия: домики разные, мебель, домашняя утварь и игрушки, декоративные корзиночки и бонбоньерки, фонарики разные, фигурки животных, предметы транспорта. Все изделия из клееного картонажа должны были иметь подвески для крепления, кроме корзиночек и бонбоньерок, в которых для подвески могла быть использована имеющаяся ручка. 


Хлопушки изготовлялись путём оклейки картонного цилиндра бумагой разных видов и целлофаном, отделывались отделывались бумажным кружевом по концам цилиндра у обоих его краёв и плотно затягивались. В хлопушки разных размеров вкладывались сюрпризы в виде колпачков, полумасок, фартучков и других изделий из бумаги. 

Фонарики разных форм изготовлялись из гофрированной бумаги. Гофрировка делалась в виде гармошки, чтобы фонарики могли складываться. Донышки и ободок делались из картона. К верхнему ободку прикреплялось проволочное ушко.


Флажки изготовлялись из цветной бумаги или из бумаги, на которой был отпечатан рисунок в несколько красок. Флажки нанизывались на нитку или тесьму в гирлянды, состоящие из равного количества флажков. Каждая гирлянда должна была иметь свободные концы ниток или тесьмы длиной не менее 15 см с каждой стороны. Сложенные гирлянды связывались в пачки и заклеивались бумажной бандеролью. 


Ёлочные украшения из папье-маше и других прессующихся бумажно-древесных масс


Из  папье-маше и других прессующихся бумажно-древесных масс изготовлялись мелкие фигурки для ёлки, а также Деды Морозы, Снегурочки и другое. 

Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс - группа разнообразных по своему художественному оформлению и педагогическому назначению игрушек, основным сырьём для которых являются различные отходы от производства и переработки древесно-бумажных масс. 

К таким отходам относятся: обрезки бумаги, картона, срывы, древесные опилки, текстильная пыль, «кноп» — отход шпульно-катушечного производства и другое.

Отличительная черта этого исходного материала заключается в его способности принимать всевозможные скульптурные формы, сохраняя в то же время лёгкость, что очень важно для изготовления игрушек разных размеров, предназначенных для детей от раннего возраста (1½—2 года) до школьников средних классов.

Для изготовления таких игрушек (не только ёлочных, конечно) употреблялась: бумага проклеенная, тонкая и толстая, типа обёрточной и толевая; мучной смёт, крахмал технический, картофельный, маисовый, пшеничный, рисовый; концентраты сульфитно-спиртовой барды; древесина лиственных и хвойных пород для подставок; ткани хлопчатобумажные, шёлковые, из искусственных волокон, ворсовые; краски художественные — эмалевые, масляные; нитролаки и нитроэмали
Краски, лаки и растворители должны были соответствовать санитарным правилам производства и продажи игрушек, утвержденным Главной государственной санитарной инспекцией СССР.

Одним из основных материалов для производства игрушек являлось папье-машебумажно-древесная масса, в состав которой входило бумажное волокно, столярный клей, мучной смёт, декстрин, опилки и другое. 


В ассортименте игрушкек из папье-маше и бумажно-древесных масс значительное место занимали куклы разных размеров — от 10 до 60 см в различном конструктивном и художественном решении. Близко к этой группе примыкали фигурки из папье-маше, изображающие взрослых людей различных профессий, а также детей — школьников, пионеров, нахимовцев, суворовцев и т.п. Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс  изображали любимых детьми животных, зверей и птиц: лошадок, коров, собачек, мишек, курочек, петушков и т.п. Эти игрушки отделывались яркими красками, многие из них снабжались приспособлениями и простейшими механизмами, благодаря которым они озвучивались и приобретали способность совершать некоторые движения: куклы, например, при изменении положения с вертикального на горизонтальное закрывали и открывали глаза, произносили слова «папа», «мама»; лошади, коровы, собачки подавали свойственный им «голос» — ржали, мычали, лаяли, другие мотали головой, хвостом, передвигали ноги и т.п. Изготовляемые из папье-маше игрушки крупного размера, например кони-качалки, верблюды, служили ребёнку для воображаемой езды верхом. Фигурки животных, зверей, птиц из папье-маше и других бумажно-древесных масс изготовлялись также в виде каталок, озвученных и неозвученных. 
Из того же материала выпускались некоторые ёлочные украшения, автомашины и другие транспортные игрушки.   

Производство игрушек из папье-маше базировалось главным образом на ручном труде и состояли из ряда трудоёмких и длительных операций: лепки, шпатлёвки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°С. Более высокая температуpa сушки, во избежание деформации, не рекомендовалась

Технологический цикл изготовления игрушек из папье-маше длился 10-12 дней. В промысловых артелях и предприятиях местной промышленности, вырабатывающих игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс, технология их производства постоянно совершенствовалась. 

Проводилась более прогрессивная технология производства игрушек, а именно: а) способ горячего прессования бумажно-древесных масс; б) способ прессования из клеевых пластических масс без подогрева. 

Способ горячего прессования характеризуется тем, что ручная лепка в гипсовых формах заменяется прессованием в металлических прессформах, что гарантирует точность передачи скульптурного рельефа игрушки, а длительность цикла лепки сокращается в десятки раз. Операция сушки, необходимая после лепки игрушек пз папье-маше, при горячем прессовании отпадает, в результате чего общая длительность производственного цикла сокращается, рабочая площадь для производства значительно уменьшается, создаются условия для увеличения выпуска, улучшения качества, расширения ассортимента и снижения себестоимости игрушек.
Эти игрушки могли изготовляться также и способом вакуумного литья. Этим способом изготовлялись главным образом новогодние маски и фигуры больших размеров для ёлки (Деды Морозы и Снегурочки). Опыт показал, что игрушки, изготовленные способом вакуумного литья, очень легки по весу, но уступали прессованным в прочности

Для мелких игрушек размером от 50 до 80 мм (различных фигурок птиц, зверей и животных) рационально было применять способ прессования (штамповки) монолитных игрушек без подогрева, со включением в рецептуру массы казеинового клея
Масса с основными наполнителями из бумажной пыли и древесной или торфяной золы с казеиновым клеем обладала хорошей текучестью и свойством прессоваться. После отштамповки этой массы на ручных прессах мощностью от 1 до 2 т и сушки при 20-40°С в течение суток получались прочные небьющиеся игрушки или их детали, способные хорошо воспринимать окраску и роспись в любые цвета. 

В СССР игрушки изготовлялись по утверждённым образцам-эталонам. Они должны были быть прочно и правильно прикреплены к деревянным подставкам, а внутрь игрушки должны были быть вложены (запрессованы) проволочные или деревянные каркасы. Требовалось, чтобы деревянные подставки на колёсах или качалках были хорошо обработаны, гладки, не имели заусенцев; чтобы скульптурная форма игрушек была чёткой и правильной, а окрашенная поверхность их не имела вмятин, царапин, затёков, морщин, непокрытых мест и отслоения плёнки. Роспись симметричных деталей (глаз, бровей) должна была быть тождественная. У озвученных игрушек звук должен был быть чётким, громким и правильно имитировать голос воспроизведенного в игрушке образа (человека, животного, птицы).  


Игрушки упаковывались в сухие деревянные ящики весом брутто не свыше 50 кг, причём каждая игрушка должна была завёртываться отдельно в обёрточную бумагу. Свободные места в ящике между рядами игрушек заполнялись бумагой или мелкой сухой стружкой. Хранить следовало в закрытых сухих проветриваемых складских помещениях, а при транспортировании ящики с игрушками необходимо было предохранить от сырости

Вспомните, как готовили папье-маше в школе на уроках труда и делали из него игрушки...

Для этого мелко рвали газету и замачивали её до следующего дня.  Потом отжимали, смешивали со смесью из муки и воды (1:3). Также при работе использовали клей ПВА и марлю
Марля также помогала при отжиме и использовалась для обклеивания форм, мест соединения частей сложных фигур и для украшения готовых изделий.
Получалась особая масса, которая использовалась для самостоятельных поделок или для обмазывания каких-нибудь готовых форм, например тарелочек, каких-то небольших кукол, ёлочных игрушек.
Вообще самостоятельно делали ёлочные игрушки очень многие...

Благодаря доступности основного сырья, а также усовершенствованию технологии (широкому распространению способа горячего прессования в металлических прессформах), производство  игрушкек из папье-маше и бумажно-древесных масс в СССР сосредоточивалось в крупных специализированных промартелях и фабриках игрушек Министерства местной промышленности, выпуск их из года в год увеличивался, причём ассортимент этих игрушек становился всё более разнообразным. 



Ёлочные украшения из мишуры. 
 
Мишурой называется шнур или нитка, ссученная из металлической проволоки, шёлковой или бумажной нити. 
 
Мишурные нити бывают медные, латунные, посеребренные. Из одних только мишурных нитей украшения не делались, нити входили только добавочным материалом в разные виды изделий
 
Из мишуры делались петельки, на которых украшения подвешивались к ёлке, мишурными нитями завязывались бонбоньерки, они служили отделкой для изделий из картонажа и ваты
 
Ёлочные украшения из мишуры включали ниже перечисленные виды изделий:
 
Ёлочные украшения из плющенки. 
 
Плющенка — это тонкая медная, посеребренная по меди или латунная проволока, расплющенная в плоскую ленту (отсюда и её название), сечением от 6,025 до 0,05 мм. 
 
Из плющенки делали гирлянды, звёзды, кометы, дождь, солнце; ею украшали также предметы, сделанные из стекла, картона и ваты
Плющенка имеет значительную отражательную поверхность — она очень эффектно блестит среди ёлочных ветвей и придает ёлке особую нарядность. 
 
 
 
Ёлочные украшения из канители
 
Канитель — это тончайшая проволока медная или латунная, посеребрённая, свернутая в тонкую спираль.
 
Канитель, в противоположность плющенке, имеет матовый блеск, она очень упруга, легко растягивается, принимая самые замысловатые формы. Различные фигуры, каркасы, сделанные из проволоки, оплетаются канителью в разных направлениях, в результате чего получаются изящные украшения — бабочки, жуки, лебеди, цветы, фрукты.
 
 
Ёлочные украшения из фольги
 
Фольга представляет собой тонко прокатанный лист из алюминия или другого металла. 
 
Из этого материала делают красивые розетки и звёзды разной конфигурации и величины. Они монтируются из отдельно отштампованных деталей, окрашенных цветным лаком в один или несколько цветов.
 
 
Ёлочные украшения из ваты. 
 
К этой группе относятся прежде всего Деды Морозы
 
Деды Морозы — традиционная фигура в ассортименте ёлочных украшений. Это любимый детьми персонаж из народных сказок и литературных произведений. Добродушный и весёлый, он почти всегда изображался несущим в одной руке (или на плече) ёлку и мешочек с подарками, а в другой — суковатую стариковскую палку- посох. 
Деды Морозы обычно изготовлялись на подставках размером от 15 до 75 см, но бывали фигурки и меньшего размера (подвесные) — 10-12 см. 
 
Основу фигуры больших Дедов Морозов составляет каркас из дерева или проволоки. К верхней части туловища прикреплялась голова (маска). Руки делались из проволоки. Вся конструкция (основа) обволакивалась стружкой, мятой бумагой и серой ватой, после чего навивался поверхностный слой ваты, приклеиваемый картофельным крахмалом. 
 
Иногда одежда делалась из креповой бумаги. Дедов Морозов одевали в зимнюю одежду различных фасонов, но главным образом, эта одежда представляли собой имитацию дублёного или крытого сукном полушубка или поддёвки. Шапка обычно делалась пышной с верхом в цвет шубы. 
 
На подставке, оклеенной ватой, фигура закреплялась после того, как вся конструкция была обвита ватой.
 
Кроме фигур Дедов Морозов, из тех же материалов изготовлялись крупные фигуры Снегурочек, а также лыжников, конькобежцев и т.д. 
 
Кроме Дедов Морозов, изготовляемых из ваты, эти фигуры изготовлялись также из древесных опилок методом горячего прессования. Такие фигуры более долговечны и прочны, чем ватные
 
Выпускались также Деды Морозы, изготовленные методом бумажного литья на вакуумных установках
 
Некоторые предприятия изготовляли Дедов Морозов комбинированным способом: передняя рельефная часть головы, рук и прочее штамповалось, а остальная часть корпуса обрабатывается вручную
 
Окраска ватных фигур производилась анилиновыми красками, а прессованныхмасляными.  
 
Ватные ёлочные украшения покрывались «снегом», который изготовлялся из размельчённого стекла с закрепителем, составленным по особому рецепту, утверждённому Госсанинспекцией. 
 
Закрепитель не позволял «снегу» осыпаться. Клей, применяемый при изготовлении ёлочных украшений из ваты, содержал огнестойкие компоненты для предохранения ваты от воспламенения. 
 
 
Осветительные приборы для ёлки. 
 
Новогодняя ёлка особенно эффектна при ярком праздничном освещении. Ёлка освещалась специальными свечами, вставляемыми в подсвечники, электролампочками или гирляндами электроламп
 
Подсвечники для ёлки штамповались из жести или изготовлялись из проволоки.  
 
Подсвечники имели разное устройство: 
 
1) с зажимом, зажимающим ветку наподобие защепки для белья; 
2) с балансом — уравновешивающим грузом. 
 
Для изготовления подсвечников употреблялась жесть белая и чёрная толщиной 0,3-0,5 мм, лаки спиртовые и нитролаки, эмалевые краски
Чашечка подсвечника, куда вставлялась свеча, должна была быть не уже 0,7 мм и не должна сходить на конус, иначе свеча вываливалась. Подсвечнику полагалось иметь розетку для стока стеарина, упругую пружинку или баланс, обеспечивающий равновесие свечи. 
 
Ёлочные свечи изготовлялись из парафина и продавались на вес пачками по 25 штук.
 
Электрогирлянды делались из электроламп малого размера. Они бывали с параллельным и последовательным соединением. Лампочки могли быть простые и фигурные. Электрогирлянды рассчитывались на сеть в 120 и 220 в. 
 
 
Производство ёлочных украшений в СССР. 
 
Ёлочные украшения выпускались предприятиями союзной промышленности, главным образом Министерства радиотехнической промышленности, Министерства электротехнической промышленности, Министерства приборостроения, а также промкооперации. 
 
Артели промкооперации выпускали все виды ёлочных украшений. Местная промышленность союзных республик, в основном РСФСР и УССР, выпускала ёлочное стекло, картонаж и ватные украшения
 
Основные производственные пункты были расположены вблизи больших стекольных заводов — поставщиков стекла-дрота. Исторически сложившиеся промыслы находились в Московской области (Клинский район), в Калининской и Ленинградской областях, в Москве и Ленинграде, а также на Украине в Киеве
 
Новые предприятия, организованные в советский период, также группировались в основном в этих же местах. В Москве находилась лучшая фабрика Министерства местной промышленности РСФСР — фабрика стеклянных ёлочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома. В Москве же находилась фабрика картонажных ёлочных украшений этого же министерства. 
 
Большими кооперативными предприятиями по выпуску ёлочного стекла являлись артель «Оптик», артель «Красный Октябрь» (бусы), а также артель «Решетниковский стеклодув», Южно-Алфёровская фабрика местной промышленности (ёлочное стекло), артель «Кооперативный труд» (ватные украшения, Деды Морозы и другие фигуры из ваты). 
 
В Ленинграде ведущую роль по выпуску ёлочного стекла играла артель «Культигрушка»
 
Предприятия Киева, Саратова, Львова, Свердловска, Еревана, Риги, Минска и другие также выпускали ёлочные украшения в широком ассортименте. 


Требования к качеству ёлочных украшений. 
 
От ёлочных украшений, сделанных из стекла, требовалось, чтобы форма изделий была правильной, без заметной кривизны, чтобы стенки не были слишком тонкими и могли выдерживать лёгкий удар ненапряжённым пальцем, чтобы серебрение было равномерным и не тусклым. Изделия окрашенные или разрисованные не должны были иметь по поверхности пятен и потёков, не должны пачкать рук. 
Требовалось, чтобы стеклянная пудра, бриллиантовая посыпка и рельефные краски не осыпались, чтобы обрезка стебля (шейки) была ровной, а петелька из стальной проволоки не выпадала из отверстия в стеблях.
 
 
Основные требования к качеству изделий из мишуры состояли в том, чтобы эти изделия были хорошо оформлены: ворс плющенки был ровно и аккуратно подрезан, а поверхность её не имела тёмных пятен. 
 
От штампованных изделий из картонажа требовалось, чтобы они имели плотную поверхность без заусенцев и бахромистых кромок, без складок, трещин, а также рваных мест на поверхности, чтобы они были рельефными. При склейке изделия должны были иметь плотно и ровно пригнанные кромки, без потёков клея и грязных мазков на поверхности. Конечности штампованных изделий, имеющих только одну лицевую сторону, подкрашивались с внутренней стороны. Клееный картонаж должен был быть хорошо отделан, иметь правильную форму, не иметь пятен и быть достаточно прочным для перевозки и упаковки. 
 
 
От хлопушек требовалось, чтобы они имели правильную цилиндрическую форму, были аккуратно склеены, без пятен, бумажное кружево у хлопушек не должно было быть помятым. Фонарики должны были иметь хорошо прикреплённое проволочное ушко, на котором они подвешиваются к ёлке. 
 
 
 
Упаковка и маркировка. 
 
Большинство ёлочных украшений в виду их хрупкости нуждается в хорошей упаковке. Упаковка стеклянных ёлочных украшений, скомплектованных в наборы, производилось в картонные коробки, проложенные внутри ватой или лигнином. Изделия, имеющие художественную разрисовку или отделку, завёртывались в мягкую бумагу
Коробки перевязывались шпагатом и укладываются плотно в ящик с мягкой прокладкой со всех сторон. Отдельные изделия могли быть с такими же предосторожностями упакованы в ящики без коробок.
При упаковке не допускалось использование сырых прокладочных материалов и сырой тары. Упаковка должна быть тщательной и плотной — без пустых интервалов; изделия подбирались по размерам. На верхней крышке ящика ставились надписи: «Верх», «Осторожно», «Стекло», «Не бросать». Внутрь ящика вкладывался, а снаружи приклеивается упаковочный ярлык установленного образца.
 
Гирлянды мишурные при упаковке связывались по 10-15 штук и заклеивались бумажной лентой в двух местах, после чего связывались по 10 пачек. Укладка гирлянд должна была производиться рядами в длинные ящики (во всю длину гирлянды) не очень плотно, чтобы не помять ворс гирлянды. В ящиках между рядами прокладывалась бумага. Кроме того, ящик должен был быть выложен внутри бумагой. 
 
«Солнце», «кометы» связывались тонкой проволокой по 10 штук и укладывались в пакеты, коробки или фанерные ящики
 
Ёлочный «дождь» упаковывался в конверты по 10 штук и в пачки по 100 конвертов
 
Звёзды, веночки и другие ёлочные укроашения связывались мягкой проволокой или вязками по 10 штук в пачку. 
 
Изделия из канители и плющенки, крученной на проволоке, укладываются в коробки и фанерные ящики, а крупные изделия, кроме того, предварительно завёртывались в бумагу
 
Ватные Деды Морозы укладывались в коробки поштучно, мелкие — по нескольку штук в коробки с последующей укладкой в тарные ящики. 
 
На ящиках, пакетах и коробках, в которые паковались ёлочные украшения, должен был быть наклеен ярлык с указанием наименования изделия, количества, наименования и адреса производителя.   


Ёлочные украшения (Завод стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий):


 
Организация и техника торговли ёлочными украшениями
 
Организация оптовой торговли ёлочными украшениями ничем не отличалась от организации оптовой торговли игрушками вообще. 
Что касается розничной торговли ёлочными украшениями, то её специфическая особенность состояла в том, что хотя ёлочные украшения и вырабатывались в течение всего года, торговля ими производилась в основном в течение одного месяца — декабря
Для накопления ёлочных украшений в нужном ассортименте и количестве розничным торговым организациям необходимо было получать их в течение всего года, тщательно подбирая все разновидности этого товара, чтобы к моменту наступления сезона был подобран широкий ассортимент, удовлетворяющий требованиям как индивидуального покупателя, так и различных организаций — детских садов, школ, клубов и прочее. 
 
 
 
На время ёлочного сезона магазины значительно расширяли существующие и вводили дополнительные торговые площади (прилавки). Крупные магазины широко использовали ёлочные базары как внутри магазинов, так и вне их. Открытию ёлочной торговли обычно предшествовали широкие рекламные мероприятия. 
 
 
Организовывались особо оформленные наружные и внутренние витрины с игрушками и ёлочными украшениями. В торговых залах отводились специальные площади для открытой выкладки и выставки ёлочных украшений; они устанавливались на полках несколько наклонно, чтобы покупатель имел возможность видеть их содержимое. Так же устанавливались и наборы ёлочного стекла, картонаж, мелкие ватные украшения, мишура и другие. Крупные ватные фигуры — Деды Морозы, Снегурочки и другие — устанавливались на верхних полках шкафов и на шкафах.
 
В застеклённых прилавках выставлялись наборы ёлочных украшений и разные отдельные виды изделий, выложенные симметричными группами. Мишурные гирлянды, ёлочный дождь, флажки выглядели нарядно, когда они были подвешены на гвоздях, кронштейнах и других приспособлениях для подвески. Карнавальные маски и серпантин развешивались также на пристенных шкафах. 
 
 
 
Для облегчения покупателям подбора ёлочных украшений желательно было иметь в магазине показательные списки наборов разной стоимости, составленных из имеющихся в наличии ёлочных украшений
 
 
 
 
 
Для демонстрации ёлочных украшений рекомендовались зажжённые нарядные ёлки разных размеров, устанавливаемые в магазине или в оконной витрине магазина на вращающемся стенде
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий