В Доме чиновника Суханова (Дом-музей семьи Сухановых) прошла выставка, посвящённая ватной
ёлочной игрушке.
Экспозиция проложила мостик между прошлым и
настоящим этого необычного для нас праздничного украшения: в залах
дома-музея представлены новогодние украшения из фондов Музея истории
Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, изготовленные вручную в артелях в
1930-1950 годах, и произведения современных мастеров
декоративно-прикладного искусства из Владивостока и Находки.
Ватная игрушка была главной гостьей праздничных ёлок нашей страны с
конца XIX века и до 1950-х годов — дешёвую и достаточно простую в
изготовлении, её могли позволить себе почти все.
Во второй половине XX
века блестящая и яркая стеклянная сестра вытеснила ватную игрушку,
однако традиция её создания сохранилась: в 2010-х годах мастера из
разных концов России начали возрождать и развивать это новогоднее
ремесло. На выставке «Игрушки из подушки» были представлены работы Елены
Георгиевой, Оксаны Ивашковой, Татьяны Золотарёвой и Маргариты
Котляровой.
Анастасия Игнатенко, научный сотрудник Дома чиновника Суханова:
«В конце XIX — начале XX века далеко не у каждой российской семьи были деньги для покупки стеклянных игрушек, поэтому обычные жители чаще всего использовали именно ватные. Выставка раскрывает историю новогоднего праздника: и через старые игрушки, которые могли украшать дома горожан прошлого столетия, и через произведения современных мастеров».
«В конце XIX — начале XX века далеко не у каждой российской семьи были деньги для покупки стеклянных игрушек, поэтому обычные жители чаще всего использовали именно ватные. Выставка раскрывает историю новогоднего праздника: и через старые игрушки, которые могли украшать дома горожан прошлого столетия, и через произведения современных мастеров».
Образ старинного Владивостока можно было увидеть в композиции «Дама с
няней-японкой»: вплоть до Русско-японской войны 1904–1905 годов
состоятельные жители города охотно нанимали на работу японских слуг,
которые нередко становились практически членами семьи.
Также на выставке
было много продуманных игрушек с небольшими деталями, требующими от мастера
почти ювелирной точности. Чтобы композиция стала интересной и привлекала
взгляд, нужно не только создать образ, но и продумать элементы одежды
фигурок, поставить их в «живую» позу, уложить волосы в причёску и
придать лицам подходящее выражение — как, например, в сценках с детьми,
играющими в снегу или украшающими ёлку.
Оксана Ивашкова, мастер ватной игрушки и декупажа:
«Для создания игрушки нужно три основных материала: вата, клеевой состав и проволочный каркас. Естественно, наши игрушки отличаются от старинных, потому что они выполнены с использованием современных материалов и красок, они не такие блёклые. Кроме того, помогают современные технологии: например, полимерная глина, благодаря которой нам легче делать лица, чем мастерам, работавшим сто лет назад».
«Для создания игрушки нужно три основных материала: вата, клеевой состав и проволочный каркас. Естественно, наши игрушки отличаются от старинных, потому что они выполнены с использованием современных материалов и красок, они не такие блёклые. Кроме того, помогают современные технологии: например, полимерная глина, благодаря которой нам легче делать лица, чем мастерам, работавшим сто лет назад».
Первые ватные игрушки появились в конце XIX века. Так как декорирование
ёлки стеклянными украшениями обходилось невероятно дорого — за одну
игрушку из стекла тогда можно было купить корову, — возникла потребность
в доступной альтернативе.
Сначала появился картонаж — фигурки,
вырезанные из картона, дополнялись элементами из бумаги и ваты, к ним
приклеивались штампованные лица, крылышки, звёзды и другие атрибуты
Рождества. Нередко дамы создавали картонаж для домашней ёлки
самостоятельно: они вырезали из журналов картинки, покупали готовые
детали или оформляли игрушку при помощи подручных средств.
Позже ватные
игрушки стали объёмными, и вплоть до 1917 года они были самым популярным
украшением рождественского дерева.
После революции Рождество было объявлено вне закона, и только в 1935
году Павел Постышев предложил вернуть праздничную ёлку советским детям —
уже как символ Нового года. Ватная игрушка получила вторую жизнь —
умельцы, занимавшиеся её созданием ещё до революции, начали обучать
новых мастеров, по всей стране стали открываться артели, в которых
украшения создавались вручную по установленному образцу.
В это же время родилась помощница Деда Мороза — Снегурочка. Знакомая
всем детям страны пара новогодних персонажей — главный зимний волшебник и
его внучка, — представлены на выставке в современном исполнении.
Мастер
декоративно-прикладного искусства Елена Георгиева использовала при их
создании специальную матрасную вату, привезённую из Узбекистана:
благодаря желтоватому оттенку и мелким вкраплениям игрушки приобретают
налёт старины.
Елена Георгиева, мастер ватной игрушки:
«При создании Деда Мороза и Снегурочки я использовала собственную технологию в сочетании со старинной: рассчитала и начертила каркас, как инженер, вырезала его из дерева на лазерном станке, и потом уже доработала игрушки.
Я редко занимаюсь покраской готовых работ и обычно использую уже окрашенную вату, хотя на выставке и представлено несколько моих игрушек-фруктов и ватных «пряников», декорированных акварелью».
«При создании Деда Мороза и Снегурочки я использовала собственную технологию в сочетании со старинной: рассчитала и начертила каркас, как инженер, вырезала его из дерева на лазерном станке, и потом уже доработала игрушки.
Я редко занимаюсь покраской готовых работ и обычно использую уже окрашенную вату, хотя на выставке и представлено несколько моих игрушек-фруктов и ватных «пряников», декорированных акварелью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий