ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ! В темах, созданных до 29.09.21 г., у читателей из России могут быть НЕ ВИДНЫ ФОТОГРАФИИ. Чтобы их увидеть, скачайте и включите любое приложение VPN.

воскресенье, 29 октября 2017 г.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843 – 1914)





Около 100 лет назад ушла из жизни замечательная русская художница Елизавета Меркурьевна Бём. Найдя свою самобытную «нишу» в технике акварели и силуэта, она не затерялась среди великих собратьев по цеху, став яркой представительницей русского стиля в изобразительном искусстве. Её творчество было по праву признано не только в России, но также в Европе и Америке.

В те времена существовал, пожалуй, и самый высокий критерий мастерства и общественного признания художника – приобретение его работ «самим Третьяковым». Павел Михайлович охотно покупал акварели Елизаветы Бём. Их также приобретали для своих коллекций и члены царской семьи.

Елизавета Эндаурова (девичья фамилия) родилась в Санкт-Петербурге в семье выходцев из старинного татарского рода Эндауровых, которые перешли на службу русским царям в XV веке. 
С пяти до четырнадцати лет она жила в имении отца в Ярославской губернии. До конца своей жизни Елизавета любила сельскую жизнь и деревенских ребятишек. Они были постоянным источником вдохновения и в то время, когда Елизавета Меркурьевна стала уже взрослым человеком. А пока девочка не выпускала из рук карандаш и рисовала на любом клочке бумаги, который попадался ей под руку. Знакомые её родителей посоветовали отдать учиться увлеченную искусством девочку. Родители, когда дочке исполнилось 14 лет, определили её в Школу поощрения художников. Её учителями были выдающиеся люди – П. Чистяков, И. Крамской, А. Бейдман. Школу Елизавета закончила в 21 год в 1864 году с Золотой медалью



Спустя три года Лизочка Эндаурова выходит замуж за Людвига Францевича Бёма. Он был старше на 16 лет, но очень привлекателен своей неординарностью. Это был музыкант-скрипач, который потом занимался преподавательской деятельностью в петербургской консерватории. В их доме всегда звучала музыка, и не только скрипичная. Фортепиано было также любимым инструментом. 
Брак, в который вступила Елизавета, был счастливым. Она родила несколько детей. Семья жила на Васильевском острове. Впоследствии, когда дети выросли и стали жить отдельно, то всё равно по поводу и без него вся семья вместе с внуками-гимназистами собиралась в приветливом гостеприимном доме бабушки Елизаветы Меркурьевны, и вновь сказочно звучала скрипка Страдивари, которая некогда принадлежала Бетховену, и на которой теперь играл Людвиг Францевич. Он привез её с собой из Вены.


В XVII веке зародилось увлечение вырезания ножницами из сложенного листа бумаги портретов-силуэтов, контурных изображений профилей. В XVIII веке оно стало просто повальным. Люди сидели и по вечерам целыми семьями вырезали более или менее сложные картинки. Это могли быть парусники, бегущие кони или портрет человека в полный рост со шляпой и тросточкой. Для этого использовалась как чёрная, так и белая или цветная бумага. Увлекался этим и Ганс Христиан Андерсен. Были такие умельцы в этом милом занятии, которые виртуозно владели ножницами.

В XIX веке на уровень высокого искусства его подняла Елизавета Бём. С 1875 года она начала изготавливать силуэтные картинки в технике литографии. На отшлифованной поверхности камня она специальными чернилами наносила тщательно выписанный рисунок с мельчайшими деталями (кудрявые волосики детей, пёрышки птиц, кружевца на кукольных платьицах, тончайшие травинки, лепесточки цветов), затем протравливала его кислотами, и в результате после нанесения краски и печати происходило маленькое чудо. Таким сложным способом Елизавета и делала силуэты. Теперь их можно было многократно распечатать для целого тиража книг. 


Сначала появились открытки «Силуэты». Через два года вышел альбом «Силуэты из жизни детей». Не менее пяти альбомов было издано позже. Они пользовались безумной популярностью. Их издавали не только в России, но и за рубежом, в частности в Париже. Её поклонниками были и Лев Толстой, и Илья Репин.

Елизавета Бём работала в технике «силуэты». Это довольно сложная и кропотливая работа с ножницами и бумагой.

Девочка во ржи:

 

Девочка с букетом: 


 


 




"Записки охотника" И.С. Тургенева:

 

Елизавета Бём с 1882 года иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малюточка». Позже – сказку «Репка», басни И. Крылова и «Записки охотника» И.С. Тургенева, А. Чехова, Н. Некрасова, Н. Лескова

И везде к ней приходил успех. Строжайший критик В.В. Стасов восторженно отзывался о её работах. Её силуэты перепечатывала вся Европа. Одно за другим выходили её издания в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и даже за океаном. 

Уже когда зрение ослабело (1896 год) и художница оставила силуэтную технику, то всё равно её произведения участвовали в Международных выставках, получая медали. Так, в 1906 году художница получила в Милане золотую медаль

Рассказ Чехова "Ванька":

 

В наше время не удалось точно установить, когда вышло первое издание «Азбуки». Видимо, это произошло примерно в конце 80-х годов. Это замечательное произведение так и притягивало ребёнка, заставляя его вглядываться в красочные рисунки, попутно запоминая буквы. Для буквы «буки» инициал разрисован в виде змея, который ухватил себя за хвост. А картинка на странице изображает маленького боярина.





На каждой странице шёл занимательный текст, который сопровождался красочной иллюстрацией. Буквы были исполнены в стиле тех инициалов, которые делали узорной цветной вязью миниатюристы XIV – XVI веков. Вот, например, буквица глаголь:


Мы видим маленького гусляра, который сидит в избе на скамеечке и приговаривает присказки. Видно, что Елизавета Бём выполнила рисунки с большой любовью к маленькому ученику. 
«Азбука» просто притягивает и не отпускает ни родителей, которые учат своего малыша, ни ребёнка, который внимательно рассматривает каждую картинку, слушая, что читают ему родители. Эта «Азбука» переиздается в виде подарочных изданий и в XXI веке с тканевыми или кожаными обложками и с бронзовыми застёжками. А в середине XX века часть букв переиздавалась в Нью-Йорке.


А какие художница делала иллюстрации к энциклопедиям! Найдите раритетное издание энциклопедий конца позапрошлого века, там обязательно будут отличного качества иллюстрации Елизаветы Бём. Особенно она любила рисовать растения и грибы. Когда видишь их – так и хочется потрогать, сорвать. У неё настолько реалистично получались изображения  растений и животных, что казалось, что это не рисунок вовсе, а фотография. Вот с какой фотографической точностью она передавала изображения...


Заметное место в творчестве Е.М. Бём занимали работы для открытых писем«открыток».

Этот новый способ общения между людьми стал активно развиваться с 1898-го года, когда некоторые издательства, уловив «веяния времени», выпустили первые серии художественных открыток.




Открытки к праздникам - это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма, которые рисовала художница Елизавета Бём,  она сумела сделать яркими и запоминающимися. Это были праздничные открытки, которые люди посылали на Новый год, Рождество или Пасху.


Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки. Открытки появились в начале 1900-х годов.

Елизавета Бём первоначально сотрудничала с издательством общины св. Евгении, позже – в Петербурге с фирмой Ришар и И.С. Лапиным в Париже. 
Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени – по триста экземпляров. Казалось бы, что просто стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу. 


За шестнадцать лет творчества Елизавета Меркурьевна Бём создала более трёхсот оригинальных акварельных композиций для открыток.




Открытки на каждый день тоже нравились покупателям, потому что на них были изображены сценки из русской жизни, полные поэзии, задушевности и сердечности. К ним художница тоже делала подписи. И главными героями её открыток были деревенские дети, которых Елизавета Меркурьевна видела каждое лето, когда приезжала в имение под Ярославлем.

Изображения крестьянских детей сопровождались, как правило, пословицами и поговорками (иногда – совсем не детскими), перефразированными автором на свой лад. Это возрастное несоответствие многими воспринималось, как наивность и «святая простота», как своеобразная «фишка», характерная именно для данного художника. Другие же почитатели творчества Е.М. Бём угадывали в этой внешней особенности её произведений их глубокое внутреннее содержание, а именно – попытку раскрыть характер взрослого человека с помощью его «прошлого», детского образа.





Тем, кто, например, поссорился, было предназначено открытое письмо, которое призывало не сердиться и не быть букой, а помириться. 
Здесь дети одеты в исторические костюмы, которые она собирала. У художницы была большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в недостоверности её упрекнуть нельзя. Даже такой «пустячок», как открытка, становился произведением искусства, которое основано на правде.


Так мила открыточка с надписью «сердце ответа ждёт». 

Эти открытки следовали традициям национальной культуры и включали фольклорные элементы.


Елизавета Меркурьевна увлеклась стеклом и его обработкой случайно, съездив к брату Александру на завод по изготовлению хрусталя. Надо иметь ввиду, что это сложные технологии. Но,  как всегда, к ней пришёл успех. Во-первых, глядя на старинные традиционные братины, кубки, чарки, ковши, она начала делать формы. Затем уже подошла к росписи. А эта была работа, связанная с ядовитыми фтористыми испарениями. При травлении стекла художница надевала маску. И сразу же в тот же год, что она начала заниматься декором стекла, на выставке в Чикаго она получила Золотую медаль.

Иллюстрация к басне И.А. Крылова "Два мальчика":


В 1896 году состоялся двадцатилетний юбилей творческой деятельности Елизаветы Меркурьевны. Вся творческая интеллигенция откликнулась на него. Поздравления пришли от Льва Толстого, И. Айвазовского, И. Репина, В. Стасова, А. Сомова, И. Забелина, А. Майкова.

В 1904 году Елизавета Меркурьевна стала вдовой, но всё равно не мыслила себе жизни без творчества. А в 1914 году (25-го июля), накануне мировой войны, она скончалась. 

В советское время её работы не были востребованы, их старались забыть. А ведь иллюстрации Елизаветы Бём ещё долго красовались на прилавках, уже даже при советской власти. А потом вдруг раз и исчезли... 
Но не погибло подлинное искусство, которое создавала Елизавета Бём
После себя она оставила такие раритеты, которые в оригинале нынче стоят бешеных денег.


Произведения художницы живут и радуют её почитателей по-прежнему, хотя уже прошло сто лет после кончины их автора...


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий